Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Нравственное воспитание подростков

нравственное воспитание подростков Нравственное воспитание подростков в век свободолюбивых нравов, вседозволенности в словах, смелости в мечтах и раскованности в поведении является одним из животрепещущих и противоречивых вопросов современности. Именно нравственное воспитание столь необузданных подростков, которые зачастую резкостью, грубостью, аморальностью, беспринципностью и ультимативностью, а также броским внешним видом пытаются бороться с одиночеством, равнодушием и жестокостью окружающего мира, обратить внимание взрослых на себя и свои проблемы, можно назвать основополагающим моментом, который существенно повлияет на иные периоды жизни.

Как раз в переходном возрасте (с 12-ти до 18-ти лет), когда человеческий организм перестраивается и на физиологическом (прежде всего – гормональном), и на психологическом уровне, формируются жизненные принципы, общечеловеческие духовные, культурные и материальные ценности (и представления о них, их достижении, сохранении и приумножении), главные цели, вкусы и взгляды человека, в чём первоочередную роль играет правильное нравственное воспитание подростков. Однако в эпоху капитализма и жажды обогащения, накопления материальных благ, во времена царящих уже даже в семейном очаге рыночных отношений ввиду экономической и политической нестабильности именно нравственное воспитание подростков в рейтинге педагогических задач и родителей, и образовательных учреждений, и государства занимает далеко не лидирующие позиции. Подобная катастрофическая ситуация, как считает нравственное воспитание подростков, априори губительна и для конкретной, покинутой и только формирующейся личности, и для общества в целом, которое с каждым днём ожесточается и наполняется равнодушными одиночествами с разрушенным внутренним миром и больной психикой.

Если нет единственно верного представления о высших ценностях (например, жизнь человека и животного, забота об окружающей природе и существах с ограниченными возможностями, доброта, милосердие, прощение, помощь, любовь, уважение, благодарность в семейных, корпоративных, дружеских отношениях и т.п.), что гарантирует нравственное воспитание подростков, то, соответственно, увеличивается количество ранних неблагополучных браков, брошенных в детских домах детей и преступлений (грабёж, хулиганство, преднамеренные убийства с особой жестокостью и пр.). Нравственное воспитание подростков при его регулярной и систематизированной реализации в домашних условиях и в стенах образовательных учреждений не допустит и поражающих человеческое воображение кровавых разборок школьников, которые они сознательно снимают на видеокамеры и выкладывают эти реалити-шоу зачастую с многочисленными жертвами в социальные сети Интернета.

Таким образом, каждый цивилизованный и адекватный человек понимает простую истину: если нравственное воспитание подростков отсутствует или преподносится в безалаберной форме (скажем, в качестве факультатива, который можно заменить походом в кино или пив-бар), заметно деформируются представления нового поколения о всех ценностях, способах достижения своих целей, тогда стираются напрочь тонкие грани между «можно» и «нельзя», а невозможное (то есть недопустимое, с точки зрения морали) действительно становится возможным. Например, обман, клевета, воровство, предательство дружбы. Родительского доверия или любви к близкому человеку ради богатства, престижного статуса, славы и прочих коварных соблазнов жизни.

А виной такому положению дел можно назвать педагогическую запущенность, халатность учителей, которые возлагают ответственность за нравственное воспитание подростков на родителей. Соответственно, вседозволенность подростков, которые не способны различать «что такое плохо» и «что такое хорошо». Просто потому что их не научили это делать (к чему призывает нравственное воспитание подростков), порождено безнаказанной свободой педагогов. Впрочем, нельзя отрицать и тот факт, что многие из них всеми силами пытаются внедрить нравственное воспитание подростков и в стены школы, и в умы учеников, которые, однако, в большинстве своём элементарно не готовы на интеллектуальном и психологическом уровне воспринимать подобную информацию. Поскольку ближнее окружение таких подростков с раннего детства сформировало у них иные интересы, цели и предпочтения. Естественно, эти дети вовсе не стремятся к высоким нравственным идеалам, для них важнее – материальные блага, комфорт, скорее, тела, чем души спокойствие и её богатство.

Хотя, вместе с тем, если нравственное воспитание подростков отсутствует, вполне вероятно, что поступки этих детей уже во взрослой самостоятельной жизни будут нелогичными, неуверенными, потому что они будут вести непрерывную борьбу с собственной совестью, не имея чётких и непоколебимых принципов и эталонов, достойных примеров для наследования. Скорее всего, они предпочтут жизненный путь по течению и в штиль, а вот в штормовых ситуациях просто растеряются и погибнут без помощи. А вот нравственное воспитание подростков оказывает такую безвозмездную и бесценную помощь ещё в незабываемые школьные годы и находит индивидуальных подход к каждому типу сложных подростков (согласно мнению Г.Я. Бархерита):

1) агрессивно-защитный подросток проявляет упрямство, эгоцентризм, честолюбие, властность, высокомерие, жадность, мнительность, некую враждебность и в то же время является очень обидчивым и легко ранимым, склонным к жалости и депрессиям;

2) конфликтный ребёнок очень раздражительный, легко вспыльчивый, при этом достаточно трусливый, неуправляемый, педантичный, требовательный только по отношению к другим, слабохарактерный;

3) независимый подросток постоянно уклоняется от общения, замкнутый, скрытный, эмоционально холодный, даже равнодушный и пассивный, сосредоточен исключительно на своих переживаниях и проблемах;

4) демонстративный ученик выказывает манерное поведение, пытается вульгарным и хамским поведением, нестандартным внешним видом обратить на себя внимание, искажает факты и события жизни в свою пользу (гиперболизация и нарциссизм), лживый, авантюрный, коварный, безответственный;

5) примыкающий подросток бывает робкий, неуверенный в себе, боязливый стеснительный, мнительный, не имеет собственного мнения, а следует по течению жизни и за бездумной толпой;

6) пассивно-обидчивый ребёнок подросткового возраста представляется серьезный, ответственный, сосредоточенный на мрачных мыслях и переживаниях, слабо активный в деятельности, нерешительный, безропотно выполняет все поручения, реализуется в ряде социальных ролей, достаточно чувствителен к происходящим событиям, легко раним и нуждается в защите и совете;

7) неадаптированный человек оказывается в коллективе ровесников тревожным, подавленным, разочарованным, брошенным, слабым, беззащитным, с повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью психических сил, жизненно нуждается в волевом и оптимистичном наставнике;

8) утверждающийся подросток проявляет ярко выраженные лидерские качества, независим, решителен, самостоятелен и ответственен, стремится подавлять, повелевать, контролировать других и командовать, используя при этом все дозволенные и недозволенные меры, эгоистичен, равнодушен, жесток в достижении своих целей;

9) противоречивый ученик склонен к резкой, непредсказуемой смене настроения, в зависимости от внешней ситуации или внутреннего биоритма, имеет циклично меняющиеся цели и сиюминутные желания.

К какому бы из перечисленных типажей ни относился школьник, правильное нравственное воспитание подростков вырастит настоящую личность и откорректирует все её изъяны, гарантируя благоприятное будущее и бесконфликтное существование в цивилизованном обществе.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей