Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

методы воспитания в педагогике

методы воспитания в педагогикеМетод воспитания являет собой способ реализации воспитательных целей. Методы воспитания являют собой главные средства, которые обеспечивают результативность решения задач каждого из составных процесса воспитания. В преобладающем большинстве случаев методы воспитания рассматривают в качестве способов воздействия на сущностные сферы человека с целью формирования требуемых качеств. Но данное понимание не соответствует пониманию воспитательного процесса, в основе которого заложен субъектно-субъектный подход. Под методами воспитания подразумевают способы взаимодействия преподавателей и учеников, в процессе взаимодействия происходят изменения в качествах личности учеников.

В основе классификации методов воспитания заложен конкретный критерий, базис, по которому методы группируют и обособляют. В 60-х общепринятой была классификация, содержащая в себе лишь две группы. Все методы делились с учетом того, на что они нацелены, - на сознание или на поведение. Сознание и поведение считали главными областями на которые оказывает воздействие воспитание.

В 70-х преобладающая часть теоретиков воспитания приняла классификацию методов воспитания основанную на трех направлений деятельности педагога:

- целенаправленное формирование качеств личности;

- стимулирование естественного саморазвития личности;

- коррекция развития личности.

Самой уязвимой областью данной классификации и являются эти три направления деятельности воспитателя, поскольку их скорее всего больше.

В начале 80-х в педагогике сформировалась концепция деятельностного подхода к процессу воспитания. С позиции данной теории опытные педагоги предложили классификацию методов, где базисный критерий - функция метода в отношении к деятельности, поскольку воспитание является организацией деятельности. В данной системе рассматривались три группы:

- методы предназначенные для формирования общественного сознания;

-методы предназначенные для формирования благоприятного поведения в процессе деятельности;

- методы предназначенные для стимуляции деятельности.

Именитый педагог, а также ученый В. Караковский предложил простую классификацию методов воспитания, которую приняло множество воспитателей-практиков. В качестве критерия классификации избраны средства воспитания, выделяют шесть групп воспитания:

- посредством слова;

- посредством дела;

- посредством ситуаций;

- посредством игры;

- посредством общения;

- посредством отношения.

Если просмотреть учебник педагогики известного педагога Ф. Паульсена, по которому в былое время учились во всех педагогических институтах, то можно увидеть, что вопрос о классификации методов воспитания не обсуждается вовсе.

К примеру, в "Словаре по этике" описано 1500 лишь нравственных качеств личности. Выходит, к каждому из них необходимо подобрать определенный набор методов воспитания? А если учесть и то, что ребенок постоянно развивается, то станет вовсе понятным, почему педагогика не может построить универсальную технологию, чтобы система методов гарантировала получение определенного результата.

Что же делать в сложившейся ситуации? Следует просто разобраться в сущности общих методов воспитания, проанализировать их механизм работы, возможности и ограничения. А приступая к воспитанию на практике, выстраивать собственную систему методов.

Так как приходится учитывать особенности данного многообразия методов, всплывает закономерный вопрос: что же общего у всех методов воспитания? Если вспомнить, что предметом воспитания выступает опыт детей, их деятельность и отношение к окружающему, то станет вполне понятным, как данное множество методов можно сгруппировать и сформировать целостную систему.

Методы формирующие социальный опыт детей- первая группа.

Методы осмысления собственного социального опыта, мотивации деятельности -вторая группа.

Методы определения личности ребенка- третья группа.

Методы стимулирования и корректировки действий в рамках воспитательного процесса- четвертая группа.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей