Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Духовное воспитание школьников

духовное воспитание школьниковДуховное воспитание школьников - вопрос непростой. Вторая половина 19 – начало 20 веков – период, который характеризуется в отечественной педагогике рассмотрением достаточно широкого круга вопросов относительно теории и практики в воспитании и обучении. Особую актуальность в этот период обрела такая проблема как духовное воспитание школьника и становление личности школьников. Этой темой интересовались преимущественное большинство педагогов в те времена, среди них были также С.А.Рачинский, К.Н.Вентцель, Л.Н.Толстой и многие другие. Каждый из них по-разному, в зависимости от собственного мировоззрения, трактовал и само понятие духовности, и пути его достижения, как основной цели духовного воспитания. Существенный вклад в данную тематику, а именно в такой вопрос как духовное воспитание школьников, внес П.Ф.Каптерев.

Преимущественное большинство педагогов и философов того периода останавливались на идее, что духовное воспитание школьников должно строиться на основах православной нравственности, которая присуща русскому народу и подразумевает под духовным становлением религиозное наполнение воспитанника (его сердца и ума). П.Ф. Каптерев, в отличие от них, отошел от того, чтобы сводить духовность к религиозности и нравственности. Он намного расширил ее. Актуальность его взглядов было еще и в том, что сам он воспитывался в религиозно-духовной обстановке, что позволило вывести новый взгляд на духовное воспитание школьников.

По его мнению, в ребенке физические и духовные способности имеют неразрывную связь и возможность совершенствования. И для этого необходимо постоянное применение специальных упражнений на духовное воспитание школьников, которые и составляют основу процесса, который осуществляется непосредственно педагогом или учителем. Роль учителя в данном случае сложно переоценить, он всегда является первым примером для всех своих учеников. И если учитель отличается такими качествами, как леность, безволие, отсутствие моральных и нравственных качеств, то это соответствующим образом влияет и на его воспитанников и духовное воспитание школьников. Такой учитель не способен воспитать личность духовную. При этом, прекрасно понимая, что далеко не каждый учитель обладает полным набором необходимых качеств, П.Ф. Каптерев указывал, что всем и каждому необходимо стремиться к самосовершенствованию.

Данный круг вопросов о том каким должно быть духовное воспитание школьников, не может остаться за «кругом обязанностей» средней школы. Ведь то количество духовности, которое отпущено так называемым «аристократам ума» наряду с остальной массой людей, не является достаточным. Именно поэтому П.Ф. Каптеревым были сформулированы требования, касающиеся к учителям в школах (причем учителям всякого рода) – необходимо обращать особое внимание на проявление талантов в среде учеников, отмечать учеников, чьи способности выше среднего уровня и «нагружать» их упражнениями, применительно к их проявленным способностям. Иначе, как он отмечал, «без особых усилий и упражнений таланты имеют свойство блекнуть, слабеет ,что естественно, приводит к их исчезновению». Выполняя духовное воспитание школьников, учитель обязан подсказать способному ученику возможности и способы для дальнейшего самосовершенствования, оказывать ему помощь при возникновении затруднений, подсказать в каких книгах или пособиях он может почерпнуть еще больше информации, помогать в разрешении сложных вопросов и проблем. Основная забота учителя, который осуществляет духовное воспитание школьников – найти талант среди множества своих учеников.

Наличие таланта не сможет дать покой и самому его «носителю» - ученику. Жажда к большей степени познавания проявляется у него посредством стремлений к самообучению и саморазвитию, чего добивается духовное воспитание школьников. Как писал Каптерев, «все существо талантливого ученика всегда готово к самообразованию – будь то посредством книг, общения с товарищами, или каких-либо определенных наблюдений. И в этой сфере он познает гораздо больше, чем на уроках, которые для него просто стают обязательной повинностью, в то время как самообразование приносит истинное удовольствие». Для того, чтобы суметь удовлетворять подобные запросы, которые ставит духовное воспитание школьников, сегодняшним школам необходимо меняться, при этом отказываясь от «шаблонов» в определении духовного развития, от устарелых методик и программ. «Школа – это нечто иное, чем непосредственное применение начал самовоспитания».

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей